Как подобрать колодки тормозные


Как правильно выбрать передние и задние тормозные колодки. Советы специалистов

Нормальное функционирование тормозной системы во многом зависит от правильности подбора колодок. И в вопросе о том, как выбрать тормозные колодки для автомобиля, не так много переменных, как может показаться на первый взгляд. Поэтому рассмотрим ключевые характеристики колодок и основы подбора.

Содержание:

  1. Главные характеристики тормозных колодок
  2. Как правильно выбрать тормозные колодки

Главные характеристики тормозных колодок

Среди характеристик тормозных колодок выделяются две, которые оказывают наибольшее влияние на эксплуатационные качества всей системы:

  • материал изготовления;
  • коэффициент трения.

Геометрические параметры, наличие датчика износа, количество проточек для охлаждения и отвода продуктов износа, а также другие второстепенные характеристики в меньшей степени сказываются на эффективности торможения.

В России наиболее популярны следующие типы колодок:

  • органические,
  • полуметаллические,
  • керамические.
Причем эта классификация весьма условная, а тот или иной материал фрикционных накладок относится к какому-либо типу на основании превалирующего компонента. Как выбрать тормозные колодки в таких условиях и не ошибиться? Рассмотрим детальнее характеристика каждого материала.

Органические колодки чаще обладают повышенной мягкостью и изнашиваются быстрее других. В то же время они щадяще влияют на тормозной диск или барабан и имеют неплохой коэффициент трения.

Полуметаллические занимают золотую середину в этом списке. Средние эксплуатационные характеристики и относительно невысокая цена определили их большую популярность.

Керамические колодки дороже других. Они обладают, как правило, высокими коэффициентами трения и повышенной твердостью материала накладок. Из-за этого ускоряется износ дисков, но увеличивается срок службы самих колодок. Современная дорогая керамика менее агрессивна по отношению к металлу дисков.

Коэффициент трения указывается на самих колодках в виде двух заглавных букв латинского алфавита. Первая буква характеризует коэффициент трения «на холодную», второй — после разогрева системы. Ниже приведена расшифровка по стандарту SAE J661:

  • C — менее 0,15,
  • D — 0,15–0,25,
  • E — 0,25–0,35,
  • F — 0,35–0,45,
  • G — 0,45–0,55,
  • H — 0,45–0,8.
Чем выше коэффициент трения, тем эффективнее сцепление колодки с диском или барабаном.

Как правильно выбрать тормозные колодки

Процедура выбора сводится к подбору качественных колодок от проверенного производится с параметрами, максимально отвечающими условиям эксплуатации авто и стилю вождения. При этом к вопросу о том, как выбрать передние тормозные колодки, следует подходить более щепетильно. Например, на современных авто есть система распределения тормозных усилий, и на переднюю ось ложится наибольшая нагрузка.

Для легковых автомобилей при спокойной манере вождения преимущественно в режиме трассы вполне подойдут органические колодки: они истираются немного быстрее других и довольно зависимы от температуры, но в то же время благоприятно сказываются на ресурсе недешевых тормозных дисков и барабанов.

Полуметаллические идеально подходят для городских условий, где тормоза применяются часто. Этот тип неплохо справляется с перегревом и обладает хорошим коэффициентом трения, однако повышенная твердость негативно сказывается на дисках.

Часто колодки при своей работе издают характерные скрипы. Отчасти нивелировать раздражающее действие любых посторонних звуков можно, установив дополнительную защиту, увеличивающую звуконепроницаемость салона. Для получения хорошего эффекта важно подобрать лучшие материалы для шумоизоляции авто.

Современная керамика, особенно из премиум-сегмента, имеет высокий коэффициент трения, долговечна и почти не зависит от температуры. Но важно помнить, что чем выше коэффициент трения, тем быстрее колодки протачивают барабаны и диски. Например, колодки FF снизят отзывчивость тормозов, но продлят жизнь барабанам. В то же время твердые колодки класса HG или HH улучшат тормозные характеристики.

Выбрать задние тормозные колодки, как правило, легче — к ним требования ниже. И на многих авто сзади устанавливаются барабанные тормоза. А на барабанные тормоза в основном делают колодки из более простых материалов: металла и органики.

Не стоит гоняться за так называемым оригиналом. Единичные автопроизводители занимаются выпуском собственных тормозных колодок. Основная масса закупает их у известных производителей, штампует свой логотип и использует на конвейерах.

В интернет-магазине TopDetal.ru всегда есть в наличии тормозные колодки от известных и проверенных временем производителей. Приобретайте тормозные колодки в нашем магазине и обеспечьте эффективную и предсказуемую работу тормозной системы своего автомобиля!


На что обратить внимание при выборе тормозных колодок — журнал За рулем

Выбирая подходящие тормозные колодки для автомобиля, мы решаем более приземленную задачу, чем разработка системы мгновенной остановки поездов. Однако и с колодками все не так просто. С чего начать поиски нужных колодок, куда смотреть, чему верить? Попробуем разобраться.

Какие имена на «тормозном рынке» России можно считать самыми надежными?

Поскольку высшая честь для производителя — поставлять комплектацию на конвейеры автозаводов, то можно назвать три имени: Federal-Mogul, TMD Friction и Galfer. Эти компании лидируют в первичной поставке тормозных колодок для европейского рынка по легковой тематике. Крупнейший поставщик — Federal-Mogul.

Это еще не все. Автозаводу отдельно взятые колодки не нужны: его интересуют тормозные системы «под ключ». В частности, колодки должны быть совместимы различными электронными устройствами тормозной системы (ABS, EBD, EDS, ASR и т.п). Вот почему на конвейер колодки поставляются через производителей тормозных систем, крупнейшими из которых для европейских автопроизводителей легковых автомобилей являются TRW, Brembo, Continental (ATE), Akebono, CBI.

На оригинальной колодке крупно нанесен логотип автопроизводителя и логотип производителя тормозной системы. Поэтому конечные потребители иногда ошибочно полагают, что бренд, относящийся к логотипу производителя тормозной системы, и есть бренд реального производителя тормозной колодки.

А на какие бренды в первую очередь смотреть в магазине?

Например, вот на эти: Ferodo,Wagner, Textar, Mintex, Pagid, Galfer, Brembo, ATE, TRW, Bosch, Icer, Remsa, LPR и др.

С чего начать выбор нужной мне колодки?

С номера оригинальной детали. Его найти несложно — в дилерском центре всегда подскажут. Деталь с таким номером могут производить несколько фирм. Но следует помнить, что оригинальная колодка будет по определению и самой дорогой. Если вопрос об экономии не стоит, то это — лучший выбор. Продукция, идущая на конвейер, распространяется в основном через авторизованные дилерские центры, но иногда поступает и в обычные автоцентры. Но уж если решили не экономить, то лучше платить у официалов. Это будет стопроцентное попадание «в оригинал».

А если хочется сэкономить? Тогда нас ждет продукция для вторичного рынка.

Чем вторичный рынок хуже первичного?

Ничем! Так обычно говорят производители. Мол, тот же конвейер, та же технология. Но не всегда это именно так. К примеру, если конвейерная колодка испытывается по десятку с лишним параметров, то ее вторичная подруга — преимущественно по трем. Это плотность крепления материала к несущей пластине, тест на сжимаемость фрикционного материала и динамометрические испытания по замеру трения. Это обязательные тесты для вторичного рынка Европы. На такую продукцию ставят клеймо R90 на соответствие одноименным правилам. Без этого клейма колодка не может быть продана на вторичном рынке в странах Евросоюза.

Так чем же хуже вторичные колодки?

У них может быть несколько иной состав фрикционной смеси. Они могут чуть хуже тормозить, иметь меньший ресурс. Однако разница с оригиналом исчисляется несколькими процентами — не более.

Проблема совсем в другом. Соответствие правилам R90 не обсуждается — наличие клейма обязательно. Но номер такой колодки будет отличаться от оригинального, а потому для покупателя возможны приключения.

Какие — понятно, в общем-то… Предстоит обнаружить кросс-ссылку, которая выведет вас с номера оригинальной колодки на неоригинальную. Тут может помочь продавец — в профильных торговых точках всегда есть база данных: например, база TecDoc. В нее загружают информацию большинство серьезных поставщиков, в том числе и упомянутые выше.

Перед покупкой желательно сопоставить свою старую колодку с новой: компьютеры тоже умеют подвирать. Но и тут возможны «приключения»: следует помнить, что различия по внешнему виду вполне допустимы! Колодки могут отличаться, допустим, покрытием, которое снижает вибрации и шум. Колодка премиум-класса имеет, как правило, металлическую антишумовую пластину. А вот колодки эконом-класса и среднего сегмента — резиновое, типа мастики, как правило, с неровной поверхностью. По своим характеристикам эти типы покрытий могут быть идентичными, но металлическая антишумовая пластина выглядит намного эстетичнее и меньше подвержена повреждениям в сравнении с покрытием типа мастики.

Можно ли ставить такие колодки на дорогую машину? Тут опять некоторое лукавство — многое зависит от владельца. Один даже «старушку» будет гонять к официалам, другой сразу же после окончания гарантии уйдет «налево». И в этом случае он будет искать только бюджетный вариант.

Где купить вторичную колодку?

Лучше всего — у тех же официалов: они, как правило, предлагают как оригинальные запчасти, так и более доступные по цене — для послегарантийных машин. Опять-таки, речь идет о надежности продавца.

Понятно, что к автодилерам поедут далеко не все, потому что изначальная цель поиска вторичных колодок была простая: сэкономить. Есть и более дешевые места — сетевые розничные магазины вроде «Авто-49», и интернет-магазины типа Exist. Но с этого момента опять начинается лотерея, потому что, не будучи специалистом, отличить колодки премиум-качества от собратьев более низкого ранга уже почти невозможно. Некоторые производители, например, Federal-Mogul (колодки Ferodo Premier) или Continental (колодки ATE), используют систему PrioSpot для защиты своей продукции от подделок. Однако простому смертному разобраться в этом очень тяжело.

Часто предлагают экзотику: скажем, полностью керамические колодки. Что это за изделия?

Чаще всего это маркетинговый ход производителей. Практически любые колодки содержат керамику в том или ином процентном соотношении. В тех колодках, которые называют керамическими, как правило, процент содержания этих керамических частиц выше, чем в остальных.

Асбест — это плохо или нет?

Это идеальный материал для тормозных колодок. Он обладает высоким коэффициентом трения и стабильностью при высоких температурах. Почему его запретили — вопрос дискуссионный, но это уже давно свершившийся факт. Евросоюз отказался от него в середине 90-х. Взамен пошли органические соединения, сульфиды металлов, синтетические смазочные вещества и др. Раньше в асбестосодержащих колодках было около десятка компонентов, сейчас их 25.

А чем провинилась медь?

Ее тоже объявили вредной. И теперь автопроизводители требуют от поставщиков, чтобы они поставляли на конвейер колодки с нулевым или низким содержанием меди в составе фрикционной смеси. Первым автомобилем в Европе, который стал оснащаться немедесодержащими колодками, стало новое поколение Mercedes-Benz S-класса, анонсированного в 2014 году. А с сентября 2015 года список пополнил Audi A4 — на конвейер по его производству идут колодки с нулевым содержанием меди от Federal-Mogul по технологии Ferodo Eco-Friction. Такие колодки при той же себестоимости лучше тормозят. И у них меньшая степень износа. Немедесодержащая колодка щадящим образом относится к тормозному диску и обеспечивает износ в паре колодка/диск до 60% ниже, чем при использовании медьсодержащей колодки. Сейчас все идет к тому, что вскоре одна замена колодки будет приходиться на одну замену диска, поскольку срок службы тормозной колодки увеличивается.

Кто служит дольше? Колодки или диск?

Сегодня — диск, конечно же. Как правило, 2–3 замены колодки — одна замена диска. Но диск не вечен, у него обычно есть маркировка по минимально допустимой толщине. Допустим она составляет 9 мм, однако человек упрямо может ездить до момента, пока диск не износится, скажем, до 4 мм. В этом случае выделяемое тепло уже не будет эффективно отводиться. Масса диска становится меньше, от перегрева он начинает деформироваться, его может «повести», а в худшем случае рабочая часть может отсоединиться от ступичной. Это — реальность.

Когда надо заменять колодки?

На большинстве современных автомобилей колодки оснащены датчиками износа. Принцип работы простой — электрический контакт интегрируется в структуру фрикционного материала тормозной колодки. Считается, что колодка подлежит замене, когда остаточная толщина фрикционного материала на несущей пластине достигает значения 3 мм. Если он меньше 3 мм, то колодку надо менять, даже если нет датчика износа. При производстве любой тормозной колодки на стальную несущую пластину наносят термоизоляционный слой толщиной 2–3 мм. Когда колодка изнашивается, вы уже тормозите не фрикционным материалом, а именно этим составом. А при полном износе со стальным диском контактирует уже стальная несущая пластина колодки — здесь уже начинается активный износ диска.

Нужно ли притирать новые колодки?

Да, это очень желательно. Общее пожелание понятно: в начальный период хорошо бы не ездить излишне активно, а также не перегружать машину. А рекомендуемый алгоритм притирки такой: торможение со скорости 80 км/ч до 30 км/ч — и так 20 раз с перерывом примерно 30 секунд. Это позволяет сгладить вершины микронеровностей пары колодка/диск.

Часто на форумах советуют применять колодки от другого автомобиля, отпилив от них лишнее «по месту»…

Вообще-то, ни один профессионал такого издевательства не посоветует, поскольку колодка — это критически важный элемент безопасности автомобиля. Но, если исходная колодка взята для премиум-автомобиля похожего класса, и фрикционная смесь обеспечивает требуемую эффективность торможения, скажем, тормозные диски одного размера, а мощность двигателя и модели более-менее схожи, то, в принципе, это не очень критично. Если отпилить колодку по размерам и она подойдет, то она, с

Как выбрать тормозные колодки для автомобиля? Лучшие производители

 

Как выбирать тормозные колодки


Качество тормозных колодок и дисков в автомобиле - важнейший фактор, влияющий на безопасность поездки. 
Роль тормозных колодок- прижиматься к тормозным дискам, в результате захвата происходит трение, что и приводит к уменьшению скорости движения автомобиля. Колодки крепятся внутри тормозных суппортов, напротив поршней, которые в свою очередь и толкают накладки по направлению к дискам. 
Эти детали автомобиля подвержены постоянному износу и поэтому их нужно менять чаще, чем остальные.

При замене колодок перед большинством автолюбителей постоянно возникает вопрос, какой фирме-производителю отдать предпочтение, экономить на колодках или нет?
Колодки должны хорошо работать не только в режиме спокойной езды, они не должны пылить и портить тормозной диск, а также не должны издавать ужасных скрипов.

При выборе колодок важно понимать, где и при каких условиях будет эксплуатироваться ваш автомобиль: в гористой, холмистой или равнинной местности, в тёплом или преимущественно холодном климате, при повышенной влажности или засушливости.
Также важно понимать собственные требования к качеству и комфорту использования, для чего необходимо учитывать специфику собственного стиля ведения машины (размеренная или агрессивная езда), а также согласны ли вы мириться с небольшими скрипами колодок по мере эксплуатации.

Критерии качественных тормозных колодок

1. Стабильный коэффициент трения при любых температурах и условиях
Один из главных параметров, обеспечивающих безопасность при агрессивной езде и экстренном торможении.
2. Хорошо ощутимая прогрессия торможения
Т.е. чем дольше вы тормозите, тем сильнее автомобиль тормозит, при неизменной силе нажатия на педаль тормоза (вы тормозите и колодки вам помогают, нагреваясь, тормозят все лучше и лучше).
3. Бесшумное торможение
4. Бережная работа с тормозными дисками
5. Длительный срок эксплуатации колодок
Обращайте внимание на толщину фрикционной пластины (она пластины влияет только на срок эксплуатации, качество от этого не страдает).
Чтобы колодки стоили дешево часто экономят на материалах, часто используют и проблемные материалы, такие как, например, асбест (в Европе запрещено производство тормозных колодок, содержащих этот материал, так как он очень вреден и опасен для здоровья).
6. Надежное крепление фрикционной пластины с металлической подложкой
Фрикционная пластина должна плотно прилегать к металлической подложке, не шататься
Сама металлическая подложка должна быть ровной, без искривлений 

Категории поставки автодеталей
Обычно обозначаются три категории:
- для первичной комплектации на конвейере (О. Е.),
- для продажи в виде запчастей (Aftermarket),
- для поставки в развивающиеся страны.
Лучшие – 1-я категория, худшие – 3-я.
Последнюю лучше вообще не использовать. Допустимо ставить 2-ю категорию, хотя она хуже первой, пусть даже продавцы уверяют в абсолютной равноценности. Это не так, хотя бы потому, что для первичной комплектации проверка идет по 12 параметрам, а для запчастей – всего по 3. 

 

Выбор колодок в зависимости от стиля езды 

Если вы ездите спокойно, вам подойдут колодки, рассчитанные на стандартные городские температурные режимы работы тормозов.
Если ваш стиль вождения активный и очень активный – вам следует выбирать колодки городского типа, но с уклоном на спорт (рекомендации по производителям ниже).
Не следует покупать спортивные колодки, если вы передвигаетесь только по городу, так как они начинают эффективно работать при более высоких температурах, которые в городском трафике невозможно поддерживать. На низких температурах они плохо тормозят

 

Рекомендации по покупке и эксплуатации тормозных колодок

• Покупайте совместимые колодки с вашими тормозными дисками
• Подбирайте колодки под свой стиль вождения (если вы ездите активно, лучше выбирать
такие, как ATE, TRW, Brembo, OttoZimmermann и др.)
• При покупке обращайте внимание на внешнее качество изготовления коробки и самих
тормозных колодок. Обратите внимание на целостность, наличие голограмм, кодов. Они должны соответствовать нанесенным на само изделие. Также должны присутствовать знаки сертификации, дата выпуска, страна производства.
Осмотрите товар – не должно быть сколов, трещин, потертостей. Допускаются неглубокие трещины длинной до 2 мм. Металлическая пластина должна быть ровной (лучше приложить линейку для проверки). Вкрапления инородных тел не допускаются. Микроскопические сколы по краям – ничего страшного.
• После установки новых колодок обязательно проходите процедуру притирки их к тормозным дискам

 

Обозначения колодок
FE — при нагреве теряют свою эффективность. Типичные бюджетные колодки.
FF — хорошо схватывают во всем диапазоне работы. Хорошие гражданские колодки.
GF — холодными работают лучше, чем горячими. Злые гражданские колодки.
FG — горячими работают лучше, чем холодными. Околоспортивные колодки.

 

Типы колодок

1. Полуметаллические
Колодки, в состав которых входит от 30 до 65% металлического порошка, смешанного с графитом, неорганическими материалами. Их отличает высокая степень долговечности и в то же время повышенный износ, шумность и неустойчивость в работе при низких температурах. Они подходят для использования в повседневных условиях. При больших нагрузках их эффективность снижается.
Этот тип фрикционного материала тормозных колодок очень популярен среди автопроизводителей, и они считаются наиболее универсальным типом колодок на рынке.

2. Органические
Колодки, которые созданы на основе резиновых, стеклянных, карбоновых или кевларовых волокон. В качестве связки в них используется высокотемпературная смола, способная выдерживать температурные перепады. Колодки отличаются мягкостью торможения, меньше шумят, при этом дают много пыли и быстро изнашиваются. Для условий России хорошо подходят на любые машины.

3. Металлические
Довольно грубые и дорогие колодки. Их особенность заключается в высокой эффективности при торможении в сложных условиях. Очень негативно воздействуют на металл тормозного диска или барабана, быстро вырабатывая их ресурс вместе со своим.
Обычно используются при выполнении тяжелых буксировочных работ или в том месте, где климат не позволяет использовать другие виды.

4. Керамические
Наиболее дорогой и самый износостойкий тип колодок. Керамические волокна особым технологичным образом смешиваются с волокнами меди или другими металлами.
Cочетание этих материалов обеспечивает более высокую производительность при торможении, легкость, этот тип колодок наиболее тихий. Керамические тормозные колодки ценятся за их долгий срок службы, а также стабильную работу на протяжении всего срока эксплуатации
Пришедшие из автоспорта эти колодки созданы для тормозных механизмов, работающих в условиях высоких температур и повышенных нагрузок.

 

Список производителей тормозных колодок


10 производителей,
рекомендуемых большинством экспертов и розничных продавцов

ATE (Германия)
Akebono (Япония)
Brembo (Италия)
Ferodo (Великобритания)
Otto Zimmerman (Германия)
Nisshinbo (Япония)
G-Brake (Япония)
Lucas/TRW (Германия)
NIBK (Япония)
Allied Nippon (Япония)

 

Другие производители 

ABS (Нидерланды)
AC Delco (отделение General Motors, Германия)
AKOK (Китай)
Aisin (Япония)
Akyoto (Тайвань)
Allied Signal (США)
Amiwa (Южная Корея)
Asimco (США-КИТАЙ)
Asva (Китай)
Bendix (Германия)
Best (Украина)
Blue Print (Великобритания)
Bosch (Германия)
Danaher (Китай)
Dello (Германия)
Delphi (Великобритания)
Denckermann (Великобритания)
Direct Parts (Канада)
Drive Joy (Япония)
EBC (Англия)
EGT (Литва)
Etf (Италия)
ETG (Германия)
FEBI (Германия)
FINWHALE (Германия)
Fomar Roulunds (Германия)
Fri.tech (Германия)
FTE (Германия)
Galfer (Италия)
GBS (Великобритания)
General Motors (США)
Girling (Великобритания)
Hankook (Корея)
Hans Pries (Германия)
Hi-Drive (Германия)
Icer (Германия)
Japan Cars (Россия)
JCars (Япония)
JNBK (Япония)
Jp Group (Дания)
Jurid/Bendix (Германия)
Kapars (Китай)
Kashiyama (Япония)
Kortech (Россия)
Kortex (Корея, Республика)
LPR (Германия)
LYNXauto (Япония)
Mapco (Германия)
MASTER-SPORT (Россия)
Masuma (Япония)
Meyle (Германия)
Miles (Корея)
Mintex (Великобритания)
Morse/Friction (США)
MTP Kebono (Тайвань)
NAC (Корея)
Nakamoto (Япония)
Nipparts (Голландия)
Nippon pieces (Франция)
Nissin (Япония)
NK (Германия)
Optimal (Германия)
Otto Zimmermann (Германия)
PAGID (Германия)
Pilenga (Италия)
Power Stop (США)
Project Mu (Япония)
Quinton Hazell (Германия)
Raybestos (Германия)
Remsa (Испания)
RoadHouse (Испания)
ROSDOT (Россия)
Samko (Италия)
SAT (Китай)
Sangsin (Ю.Корея)
Schnieder (Германия)
SCT (Германия)
Sfec (Литва)
Siffert (Италия)
Simer (Италия)
Smartbrake (Россия)
Sumitomo (Япония)
TEXTAR (Германия)
Tokico (Япония)
Triscan (Дания)
Trusting (Италия)
TSN (Россия)
Valeo (Германия)
Wagner (США)
Yes-Q (Корея)
ДАВ (Россия)
Маркон (Россия)

 

 

Лучшие производители тормозных колодок. Краткая информация


1. Колодки для спортивной и агрессивной езды

АТЕ
Отличие этих колодок от других заключается в том, что при их изготовлении применяются твердые сплавы с легированным титаном, хромом, никелем и кобальтом. Специалисты компании оптимально проработали пару трения на предмет снижения интенсивности абразивного износа.

Brembo
Колодки итальянского производителя изготовлены специально для любителей быстрой езды, в основу накладок входит композитный материал, содержащий 30 компонентов. В итоге получились колодки с минимальным пылеотделением, высоким коэффициентом трения, и устойчивостью к скорому износу

Otto Zimmerman
Колодки немецкого производителя рассчитаны на серьезные нагрузки при высоких скоростях и передвижения по пересеченной местности. У них также низкий уровень пылеобразования. Данная компания сотрудничает с таким автогигантом как VW Group. Недостатком является высокая цена.

Ferodo
Особенность этих колодок в том, что при невысокой стоимости они обладают высокими тормозными свойствами. При этом бренд считается премиальным. В этих колодках использован уникальный фрикционный состав, позволяющий продлить срок службы колодок на 50%.

 

2. Лучшие производители по соотношению цена/качество

AKEBONO
Преимущество этих колодок — это отличные рабочие показатели, запас ресурса 200 000 км., низкое пылеотделение, отличная термическая устойчивость. Недостатки: высокая цена.

Textar
Компания работает с 1913г.. Достоинства тормозных колодок: великолепные эксплуатационные характеристики, сотрудничество с известными автопроизводителями BMW, Mercedes, постоянное совершенствование технологий и производства.

TRW
Достоинства этих американских колодок (в России функционирует под брендом Lucas) заключается в хороших рабочих показателях, приемлемых ценах, использовании технологий снижающих пылеобразование, активной точечной проработке моделей. Недостатки - качество зависит от страны- производителя.

Galfer
Компания Galfer является OEM поставщиком Mercedes, BMW, Citroen, FIAT и многих других производителей автомобилей.

Hella
Известная немецкая компания, но производственные мощности находятся в Китае.
Достоинства: хорошо организованный контроль производства, невысокая цена. Недостатки: продукция производится в Китае.

Allied Nippon
Тормозные колодки японского производителя.
Достоинства: предназначены для надежного торможения при езде по городу и на трассах, использование современного ферро-карбонового материала. Недостатки: малая распространенность.

Sangsin Brake
Sangsin Brake является крупнейшим Южно-Корейским официальным поставщиком тормозных колодок на конвейеры Daewoo, Hyundai и KIA. Линейка Hi-Q — это классические, керамические тормозные колодки и накладки для легковых автомобилей, коммерческого транспорта и автобусов. Так же у Sangsin Brake есть кевларовые колодки премиум-класса под торговой маркой Hardron, ориентированные на спортивные автомобили. К достоинствам можно отнести: высокую надежность колодок, отличное торможение даже в нагретом состоянии, износостойкость и долговечность.

Jurid/Bendix
Колодки обладают стабильными характеристиками. Срок службы 60-100т.км. Достоинство: хорошее качество, привлекательная цена, хорошая износостойкость.
Недостатки: Обе компании выпускают колодки под эгидой Jurid- отличие премиальной линейки Jurid в последних буквах маркировки.

Nisshjnbo
Японский производитель премиум класса.
Достоинством колодок этого производителя является: высокое качество продукции, не способствует изнашиванию тормозных дисков. Недостатки: много пыли.

Bosch
Тормозные колодки немецкой фирмы Bosch отличают высокая износоустойчивость, максимальная безопасность, комфортное торможение до 100 км/ч, отсутствие шумов.

Remsa
Испанские колодки характеризуются равномерным притиранием, отсутствие шума, сертифицированы стандартом ЕСЕ 90

NIBK
Японские тормозные колодки сочетают хорошее качество и оптимальную цену. Колодки производятся из полукерамического материала, который обеспечивает надежность, комфорт, минимальный износ диска. 

 

3. Недорогие тормозные колодки

STS
Колодки Российской компании STS отличаются сравнительно высокими показателями износостойкости и долговечности среди конкурентов, низкий уровень стоимости.

ROSDOT
Достоинства тормозных колодок этой российской компании заключаются в быстром притирании, невысокая цена.

 

Производители тормозных колодок и элементов тормозной системы по уровню качества


Данный список не претендуют на полную достоврность и содержит приблизительные данные и описания, основанные на публичной информации автомобильных изданий, мнениях специалистов автосервисов и автомагазинов, отзывах специалистов и автолюбителей на автоформумах и профильных группах в соцсетях.

Тормозная сиистема

Узлы и детали

Отличное и хорошее качество

Хорошее и среднее качество

Среднее и ниже среднего

Тормозные диски и колодки

ATE,

TRW/Lucas,

TEXTAR/TMD Friction,

Brembo,

Otto Zimmerman,

BOSCH,

Pagid/TMD Friction,

FERODO,

Fomar Roulunds,

Galter,

Nisshinbo,

ALLIED NIPPON,

SUMITOMO,

Akebono,

G-Brake

ADVICS,

TOKAI, 

Wagner/Federal Mogul AlliedSignal,

Friction Master,

CONCORD,

CROWN

Valeo,

MANDO,

SANGSIN BRAKE,

Delphi,

Pagid/Hella,

Kashiyama,

Remsa/TRW,

Giriing/Lucas,

Road house/TRW, 

Woking/TRW,

Mintex/TMD Friction, Jurid/Bendix

Goodwill,

TSN,

EGT,

Meyle,

Febi,

ABS,

Sfec,

SCT,

Icer, 

STS, 

ROSDOT

Тормозные шланги/трубки

TRW/Lucas, ATE, BOSCH, Jurid/Bendix, Arirang Wagner/Federal Mogul, BBP (Better Brake Parts)

NK, WP, FTE/Quinton Hazell KSK, SWAG/Bilstein

Hans Pries ABS, Meyle, Fenox

Трос, стояночного, тормоза/, ремкомплект, колодок

TRW/Lucas, ATE, BOSCH, Jurid/Bendix, TSK, SEIKEN, ONNURI, Arirang, Wagner/Federal Mogul, BBPfBetter Brake Parts)

NK, COFLE, FTE/Quinton Hazell OJD Quick brake SWAG/Bilstein

Hans Pries SHIFAS, ABS, Fenox

Ремкомплекты, суппортов/, направляющих

TRW/Lucas, ATE, BOSCH, Jurid/Bendix, SEIKEN Wagner/Federal Mogul, BBP (Better Brake Parts), CARDONE

Seinsa/AUTOFREN, Cifam/Metelli

ERT, Masuma, FEBEST, AFA

Суппорта/, цилиндры

TRW/Lucas, Brembo, BOSCH, ATE, SEIKEN, КАР, Yes-Q, MANDO, Wagner/Federal Mogul Carlson, CARDONE

Budweg, FTE/Quinton Hazell

Metteli, FEBEST, Febi/Bilstein

 

 

 

Как выбрать тормозные колодки | Новости автомира

Тормозные колодки – одна из составляющих сложной активной системы, обеспечивающей безопасность при вождении и управляемость автомобиля. На практике колодки не очень сложно выбрать, однако в силу высоко спроса на них легко попасть на подделку или старую, малопригодную б.у. запчасть. Впрочем, количество фальсификата падает с каждым годом – автолюбители научились быстро отличать плохой «китай» от в целом хорошего. Об этом мы тоже поговорим.

Принцип работы

Основной задачей тормозной системы в любом автомобиле является перераспределение кинетической энергии, за счет чего транспорт снижает свою скорость вплоть до нулевой (останавливается). Инженерами более сто лет назад было найдено простое и эффективное решение – уменьшение скорости за счет трения движущейся части о неподвижную. Тогда же появилось понятие фрикционного материала, то есть такого, который имеет высокий коэффициент трения. Сопоставляется этот параметр с таковым у тормозного диска/барабана. Работая вместе, диск/баран и колодки создают основу тормозной системы.

В любой конструкции тормозов задачей колодок является постепенное снижение скорости вращения диска. Если тормоза дисковые, то колодки зажимают вращающую плоскость и изнутри, и с наружи. В случае барабанных тормозов колодки работают изнутри. Как вы уже наверняка поняли, материалы колодок и диска/барабана должны «подходить» друг другу по таким параметрам, как твердость, вязкость, сцепление. Еще несколько параметров отвечают за способность системы эффективно работать в условиях повышенной влажности.

Подробнее о конструктивных решениях

Грузовой транспорт оснащается дисковыми тормозами, причем работают они по всем 4 колесам. Раньше оснащение составляли барабанные тормоза на заднем мосту. Барабанные тормоза привлекательны только своими простотой, низкой стоимостью и относительно малым износ. На передний мост их не ставят, поскольку низкая эффективность вкупе с быстрым перегревом ставят под сомнению целесообразность такой конструкции в целом.

Дисковые тормоза эффективнее, не так подвержены перегреву, но изнашиваются быстрее. Их ставят на передний мост. Нагрузка на них вдвое больше. В силу вышеуказанных особенностей их меняют.

Технические характеристики

Обращают внимание в первую очередь на рабочую температуру. Для обычных автомобиль диапазон температур 300-350°C является оптимальным. Почти настолько же важным критерием является коэффициент трения. Он зависит от температуры. Если колодки не прогреваются до рабочей температуры, коэффициент трения падает, та истирание возрастает. Не особо примечательные колодки имеют коэффициент 0,3-0,5, а вот уже большая цифра говорит о лучшем торможении.

Подробнее об исполнении колодок

Неприметное металлическое изделие о котором мы сейчас говорим на деле состоит из следующих материалов:

  1. Фрикционный слой;
  2. Слой шумопоглощающего материала;
  3. Адгезивный слой;
  4. Несущая основа;
  5. Демпфер.

Более всего внимание уделяется фрикционному слою. С ним связаны вышеуказанные рабочая температура и коэффициент трения. Такой слой может быть 3 разновидностей:

  • Металлосодержащие. Процент металлических включений достигает 65% и преимущественно это сталь. Быстро стираются, однако отлично работают даже при экстремальных температурах;
  • Органические. Включает в себя графит или любой другой углеродистый материал с усилителями трения, стекловолокном, часто кевларом и резиной. Износойстойчивость у органических колодок относительно невысокая, но есть одна особенность: по ходу эксплуатации рабочий слой формируется постепенно, т.е. материал является мягким и податливым;
  • Керамические. Своего рода комбинация достоинств органического и металлосодержащего вида. По своим характеристикам однозначно лучшие среди всех 3 разновидностей, однако очень дороги.

Автолюбителям советуем выбирать между органическими и металлосодержащими. Керамические колодки лучше всего себя показывают при высоких температурах, так что ставить их на легковой автомобиль для езды по городу нецелесообразно. Как пример: температуры до 900°C достигаются только на гоночных трассах.

Когда проводить замену тормозных колодок

Перед заменой всякий раз колодку проверяют. Делают это в год 1-2 раза. В случае, если толщина фрикционного слоя упала до отметки 1,5-3,0 миллиметра, проверка следует досрочная. Также обращают внимание на следующие вещи:

  • Тормозной диск. Колодки всегда меняются вместе с тормозным диском. Дело в том, что новый диск и колодки изнашиваются постепенно, а если диск не новый, износ самих колодок может быть неравномерным;
  • Место езды и ее стиль. При быстрой езде, перевозке грузов и буксировке нагрузка на систему торможения больше. Колодки могут сильно страдают при агрессивной езде в черте города;
  • Компоновка изделия. Колодка может иметь фрикционной слой на подложке. Подложка не является материалом, обеспечивающим торможение. Критический показатель износа в этом случае равен 3,0 миллиметра, а если фрикционной слой находится на основе из металла – 1,5 миллиметрам.

Советуем осматривать колодки хотя бы раз в год.

Основные неполадки

Список неполадок очень короткий: износ, низкое качество запчасти, шум. Первый и третий пункт списка взаимосвязаны. Причинами шума могут быть:

  • Новизна колодок. Изделию нужно некоторое время для «притирки»;
  • Износ материала вплоть до металлической основы колодок;
  • Недостаток смазки. В этом случае могут заедать поршни суппорта, направляющие;
  • Нарушение формы. Нередким является образование острых выступающих краев, вызывающих шум во время торможения.

Экскурс по брендам


Список дорогостоящих брендов открывают Brembo (Италия), Textar, TRW (Германия), Ferodo (Великобритания). К качественным и дорогим изделиям также отнесем оригинальные (OEM) запчасти.

Популярные производители с недорогой продукцией: Meyle, Bosch (Германия), Roadhouse, Remsa (Испания), Ashika, LPR (Италия), ABE (Польша), Profit (Чехия). Последние два особенно привлекательны в силу цены на колодки, однако стоит опасаться фальсификата.

Определяем подделку и не совершаем ошибок

На подделку сразу указывает следующее:

  • Информация на упаковке, во вкладышах с инструкциями. Вы легко найдете ошибки в описании, в применяемости. Сегодня производители также пропечатывают QR-код, отсканировав который можно узнать, являются ли колодки подлинными. Вы также увидите голографические наклейки;
  • Информация на колодке. Подделка очень похожа на оригинал, но если присмотреться, в глаза сразу бросится уникальная маркировка, которую имеет только оригинал. Также на оригинальной продукции надписи выполнены мелким шрифтом, но сами по себе четкие;
  • Цена. Изучите розничные цены и помните: если товар в два раза дешевле чем в других магазинах, вам придется иметь дело с подделкой;
  • Внешний вид. Качественное изделие не имеет трещин, прогибов, материал не в нем не отслаивается.

Совершить верную покупку помогает компьютер или смартфон. Вы легко сможете уточнить информацию, вводя на специализированных сайтах серийные номера на колодках, а также сканируя QR-коды.

Если покупать приходится в незнакомом магазине, на всякий случай пообщайтесь с продавцом. Он обязательно уточнит у вас, для какого автомобиля вы покупаете колодки. Подделки часто распространяются людьми, не сведущими в автомобильном деле.

Делаем выбор

Выбирая колодки, отдавайте предпочтение органическим и металлосодержащими. Органические при этом чуть хуже показывают себя в дождливом климате. Полуметаллические – отличный выбор для тех, чей стиль вождения размеренный. Чаще всего производители автомобилей рекомендуют именно такие тормозные колодки.

Наиболее верным будет подбирать колодки по VIN-коду своего автомобиля. Причина одна: конкретная модель имеет свой вес и свою мощность мотора, что предъявляет требования к тормозной системе. Точно так же можно выбирать руководствуясь данными автомобиля, в том числе и годами выпуска. Так или иначе, особых конструктивных особенностей у колодок нет, так что выбор не будет сложным.

Вопрос цены стоит ребром. Колодки одного типа могут иметь совершенно разную цену, и этому есть объяснение. Выше писалось о том, что материал колодок может включать в себя множество элементом. Производитель добивается не только оптимальной плотности, но также устойчивости к перегреву, влаге и т.п. К примеру, добавка кевлара уменьшает износ тормозного диска. Кевлар же сам по себе является дорогостоящим материалом.

Температурная прогрессия колодок – относительно новое понятие, применимое только к высококачественным изделиям. Прогрессия по сути является тем, как работает фрикционный материал при различных температурах. При низких торможение медленное, а вот при резком повышении температуры (на скорости автомобилист испугался ДТП и вжал педаль тормоза) сила торможения нелинейно возрастет. Иначе говоря, прогрессивное торможение – лучшее из того, что могут предложить вас производители колодок и те, кто их вам продает.

Как проводится обкатка

Новому изделию нужно время для притирки к новому же тормозному диску (или к старому, но мы советуем купить вместе с колодками и диск). Первые километры езды вам могут запомниться посторонними звуками. Не стоит сразу вжимать педаль тормоза. Первые 200 километров гарантируют хорошую притирку. Также при езде по пустой дороге имеет смысл слегка притормаживать, дабы поспособствовать снятию верхних слоев ваших тормозных колодок – так они притрутся быстрее.

Вывод

Советуем выбирать качественные колодки, отбросив лишь вариант керамических. Руководствуйтесь данными автомобиля и отзывами об изделиях того или иного бренда (или же выбирайте из вышеизложенных). Сразу скажем: тормозные колодки не относятся к той категории деталей, на которых можно экономить. Покупайте только лучшее.

 

Тормозные колодки: общие сведения. Какие бывают, советы по замену тормозных колодок

Тормозные колодки – важный элемент тормозной системы автомобиля. В конструкции тормозной колодки выделяют стальной корпус и фрикционную накладку. В процессе эксплуатации автомобиля фрикционная накладка изнашивается (стирается) в результате чего требуется периодически производить замену тормозных колодок.

Купить тормозные колодки вы можете в разделе "Тормозная система" нашего интернет-магазина.

Классификация:
По типу конструкции тормозов:
1. Дисковые тормозные колодки.
2. Барабанные тормозные колодки.

По расположению:
1. Передние.
2. Задние.

По наличию датчиков износа:
1. Без датчиков износа и без механических сигнализатором износа (скрипунов).
2. С механическими сигнализаторами износа (скрипунами).
3. С датчиками износа:
    С предустановленными датчиками.
    С посадочными местами для установки имеющихся датчиков.
    Со встроенными датчиками.

Тормозные колодки являются важным элементом безопасности на дороге. Поэтому необходимо знать следующие важные моменты, на которые следует обращать внимание при обслуживании тормозной системы автомобиля.

1. Перед установкой новых тормозных колодок нужно быть уверенным, что они подходят к данному автомобилю.
2. После установки новых тормозных колодок перед началом движения нужно несколько раз нажать на педаль тормоза и убедиться, что нажатие происходит в штатном режиме т.е. педаль тормоза не проваливается.
3. После установки новых тормозных колодок они должны приработаться к старым тормозным дискам. Иногда этот процесс может продолжаться довольно долго. На период приработки новых колодок нужно избегать экстренных торможений и длительного движения под уклон с постоянным нажатием на педаль тормоза.
4. При замене тормозных колодок нужно обращать внимание на состояние всех остальных элементов тормозной системы и при обнаружении неисправностей – устранять их.
5. Нельзя подвергать новые колодки падению с высоты и другим ненужным или случайным механическим воздействиям.
6. Перед установкой новых тормозных колодок нужно осмотреть их и убедится в отсутствии механических повреждений. Так же нужно осмотреть все элементы тормозной системы на наличие загрязнений и при необходимости очистить загрязненные детали.
7. Не следует прикасаться к колодкам голыми руками, так как содержащиеся в них металлические или волокнистые включения могут травмировать кожу.
8. Перед демонтажем старых колодок следует подождать, пока тормозной суппорт и колодки остынут.
9. Замену тормозных колодок, как и любые другие операции по техобслуживанию автомобиля следует доверять только квалифицированным специалистам.

Замена тормозных колодок – относительно простая операция, но есть несколько важных моментов, которые часто забываются сотрудниками сто. В результате после замены колодок может появиться посторонний шум, вибрация и увеличиться тормозной путь. Следует знать, то тормозные даже самого высокого качества не могут компенсировать недостатки, вызванные неисправным состоянием остальных элементов тормозной системы. Залогом хорошего результата замены тормозных колодок является удовлетворительное состояние тормозных дисков. Наличие даже небольших неровностей (более 0,3мм) на рабочей поверхности тормозных дисков, требует либо проточки дисков, либо замену изношенных дисков на новые.

При замене тормозных колодок важно обращать внимание на состояние дополнительных крепежных элементов колодок (если они установлены на данном автомобиле): крепежных клипс, скрипунов и противоскрипных пластин. Крепежные клипсы устанавливаются на концах колодок либо приклёпываются на тыльной стороне колодки (в этом случае они устанавливаются на заводе). Клипсы фиксируют колодку в правильном положении внутри тормозного суппорта.

Противоскрипные пластины устанавливаются на тыльной поверхности колодок. Между тыльной поверхностью колодки и противоскрипной пластиной должна наносится противоскрипная смазка. При отсутствии какого-либо крепежного элемента колодок (клипсы либо пластины), или при коррозии этих элементов должна производится замена этих деталей на новые.

Ключевые понятия:
Тормозной путь – расстояние, которое проходит транспортное средство от момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Чем эффективнее работа тормозной системы, тем короче тормозной путь. Немаловажную роль в эффективности работы тормозной системы играет качество и состояние тормозных колодок.
Сила торможения – усилие, прилагаемое тормозной системой для остановки транспортного средства. Во многом определяется состоянием и качеством тормозных колодок.
Перегрев тормозной системы – достижение элементами тормозной системы такой температуры, при которой снижается эффективность торможения и увеличивается тормозной путь. Для профилактики перегрева передние тормозные диски практически на всех современных автомобилях имеют вентилируемую конструкцию. Материал высококачественных тормозных колодок имеет высокую устойчивость к перегреву. При перегреве тормозной системы может возникнуть закипание тормозной жидкости. В результате образуется газ в тормозной системе, что резко снижает эффективность торможения. Тормозная жидкость стандарта DOT3 имеет температуру кипения 210 градусов Цельсия, DOT4 – 230 градусов, а DOT5.1 – 270 градусов. В течении 2-3 лет в тормозной жидкости накапливается вода и температура кипения резко снижается, как и температура замерзания. Поэтому важно производить замену тормозной жидкости каждые 2-3 года.

Износ колодок и износ тормозных дисков

Как часто надо проверять состояние тормозных колодок?
В нормальной ситуации тормозные колодки должны стираться значительно быстрее тормозных дисков. На автомобилях выпущенных до 2000 года ресурс тормозных дисков рассчитан на сотни тысяч километров. На автомобилях выпущенных после 2010 года заводской ресурс тормозных дисков редко превышает 100 000 км. Но как бы там ни было тормозная колодка должна стираться в несколько раз быстрее тормозных дисков. Передних тормозных колодок в городском цикле хватает примерно на 30 000 км, задних на 60 000 км.

Должны ли быть слышны какие-либо звуки при торможении?
При нормальной работе тормозной системы процесс торможения должен быть беззвучным.

Должна ли образовываться пыль от тормозных колодок?

Колодки многих производителей в процессе эксплуатации образуют пыль черного цвета из-за включения во фрикционный состав графита либо каучука. Считать это недостатком либо особенностью эксплуатации - дело индивидуальное. Однако колодки крупных японских производителей в процессе эксплуатации, как правило, не образуют пыли черного цвета, которая оседает на колесных дисках.

Из чего состоит фрикционная накладка тормозных колодок?
Состав фрикционных материалов тормозных колодок:
Связующее вещество – исходя из названия, это вещество связывает различные вещества фрикционной накладки воедино. В качестве связующего вещества используется: фенольные смолы, различные сорта каучуков. Наполнители и модификаторы.
Наполнители - вещества образующие основную массу фрикционной накладки и выполняют функции абразива т.е. обеспечивают необходимую силу трения и способствуют очищению трущихся поверхностей. Модификаторы – вещества придающие фрикционной накладке определенные свойства.
Сульфит бария – наполнитель, обладающий высокой температурой плавления и низкой стоимостью.
Оксид магния – обеспечивает необходимый коэффициент трения.
Графит – обладает смазывающими свойствами, препятствует избыточному трению и предотвращает возникновение шумов при торможении.
Дисульфид молибдена – обладает схожими с графитом свойствами, но меньшим по сравнению с ним пылеобразованием.
Трисульфид сурьмы - обладает смазывающими свойствами, препятствует возгоранию фрикционной накладки при перегреве.
Титанат калия – волокнистое вещество с высокой механической прочностью и жаростойкостью. Волокна.
Минеральная вата – жаростойкий материал.
Металлы – обеспечивают высокую теплопроводность материала фрикционной накладки для профилактики перегрева рабочих поверхностей колодки. Часто используется сталь, медь, бронза.
Кевларовые волокна – обеспечивают механическую прочность и жаростойкость фрикционной накладки.

 

Когда следует менять тормозные колодки?

При уменьшении толщины фрикционной накладки тормозной колодки менее 5мм скорость износа оставшегося фрикционного материала существенно возрастает, так как перегрев колодки возникает значительно быстрее, что увеличивает скорость стирания накладки. При толщине фрикционного материала 4 мм и менее необходимо производить замену колодок для дисковых тормозов.
Замену барабанных колодок следует производить при толщине фрикционной накладки 2 мм и менее.

Основные проблемы в работе тормозной системы: шум при торможении, увеличение тормозного пути.

Диагностика.

1. Проверить состояние всех тормозных колодок на всех колесах. В ряде случаев встречается неравномерный износ фрикционных накладок колодок. На внутренней колодке, которая менее доступна для осмотра, износ может быть выражен сильнее, чем на наружной колодке. Износ может быть неравномерным и на одной колодке, например, когда на одном полюсе колодки толщина фрикционной накладки составляет 5мм, а на противоположном полюсе – 1мм.
Необходимо проверить тормозные колодки на предмет разрушения фрикционных накладок в виде растрескивания, отделения накладки от корпуса колодки. При толщине фрикционного материала 4 мм и менее необходимо производить замену колодок для дисковых тормозов. Замену барабанных колодок следует производить при толщине фрикционной накладки 2 мм и менее.

Устранение неполадки – замена тормозных колодок.

2. Проверить наличие загрязнений: в щель между тормозным диском и колодкой может попасть песок или мелкий камень, в зазорах между тормозной колодкой и суппортом или монтажной клипсой может скопиться грязь.

Устранение неполадки – очистка загрязненных элементов.

3. Проверить состояние крепежных элементов: крепежных клипс и противоскрипных пластин.

Устранение неполадки – если какие-либо элементы отсутствуют либо повреждены коррозией необходимо заменить изношенные детали и нанести смазку там, где это необходимо.

4. Проверить состояние тормозных суппортов.
Могут встречаться повреждения резиновых защитных чехлов направляющих суппорта и поршня суппорта, люфт направляющих суппорта, затрудненная подвижность элементов суппорта, подтекание тормозной жидкости.

Устранение неполадки – замена изношенных деталей либо всего суппорта целиком.

5. Проверить состояние тормозных дисков.
Наличие неровностей, коробление плоскости, уменьшении толщины диска ниже допустимого значения требуют либо проточки, либо замены тормозных дисков на новые.

Полезные советы:

1. Проверяйте состояние тормозных колодок каждые 20 000-30 000 км.

2. При небольших годовых пробегах (5000-10000 км) проверяйте состояние тормозных колодок раз в 1-2 года.

3. Проверяйте состояние тормозных колодок при появлении шумов при торможении.

4. Проверяйте состояние тормозных колодок при изменении обычного характера торможения.
 

Иллюстрации изношенных частей колодок:

Противоскрипные пластины со следами коррозии, требуется замена

 

Неравномерный износ фрикционной накладки на разных полюсах колодки:

 

Неравномерный износ фиркционной накладки на разных полюсах колодки. Толщины на одном полюсе - 0 мм, на противоположном - 2мм. Износ фрикционной накладки до металла:

 

 

А вот что иногда может тоже случиться: скол половины фрикционной накладки тормозной колодки:

 

Для сравнения приводим вид нормального износа колодки:

Как мы видим, при нормальном износе колодок толщина фрикционной накладки одинакова на всей поверхности и составляет в данном случае - 4мм. Поверхность - гладкая.

 Подобрать и купить тормозные колодки вы можете в этом разделе.

Как выбрать тормозные колодки: рейтинг ТОП-20 производителей за 2020 год

Тормозные колодки относятся к категории расходников, поэтому при эксплуатации автомобиля в обязательном порядке потребуется производить их замену. Автовладельцу нужно будет подобрать качественные запчасти, которые полностью подходят к его марке авто. Замена тормозных колодок может выполняться как самостоятельно, так и обратившись в специализированные компании. Рейтинг топ-20 производителей тормозных колодок за 2020 год позволит существенно упростить выбор, а автовладелец будет полностью уверен в качестве используемых им колодок и других запчастей.


Содержание:

  1. Как понять что колодки требуют замены

      1) Нужно менять передние колодки

      2) Требуют замены задние колодки

      3) Износились колодки ручника на дисковых задних тормозах

  2. Как выбрать тормозные колодки

  3. Виды тормозных колодок по материалу изготовления

      1) Металлические колодки

      2) Органические колодки

      3) Полуметаллические колодки

      4) Керамические колодки

  4. Виды тормозных колодок в зависимости от тормозной системы

      1) Передние колодки

      2) Задние колодки для дисковых тормозов

      3) Колодки ручного тормоза для задних дисковых тормозов

      4) Задние барабанные колодки

  5. Как поменять колодки

  6. Рейтинг производителей тормозных колодок

Как понять, что колодки требуют замены?

Обычно автопроизводители указывают в технической документации, что замена тормозных колодок необходима каждые 15 000 километров пробега. Однако в каждом конкретном случае такой межсервисный интервал будет различаться, необходимо учитывать особенности конкретного автомобиля, стиль управления машиной, качество используемых запчастей и так далее. В одном случае, если автовладелец практикует агрессивную манеру езды, колодки могут потребовать замены уже буквально через 10 тысяч километров пробега. Тогда как у других водителей колодки могут служить 25 000 километров пробега и более, не доставляя каких-либо особых хлопот.


Как выбрать лучшие тормозные колодки для мотоциклов

24 Октябрь 2014

24 октября 2014 г.

Как выбрать лучшие тормозные колодки для мотоциклов

EBC только что опубликовал последнюю техническую статью о том, как выбрать лучшие тормозные колодки для мотоциклов. Удобное руководство, которое поможет вам решить, какие тормозные колодки лучше всего подходят для вашего мотоцикла.

EBC производит лучшие тормозные колодки для всех типов мотоциклов, в том числе для обычных уличных мотоциклов для шоссе , для внедорожных мотокроссов и квадроциклов, использующих тормозные колодки или для дорожных гонок . Также включены несколько полезных советов по установке новых тормозов.

Вот ссылка на статью:

/ статьи / лучшие тормозные колодки для мотоциклов /

Эта и другие подобные статьи также доступны для просмотра в разделе статей на веб-сайте EBC здесь или на сайте EBC Pinterest здесь: EBC pinterest - Технические статьи EBC Brakes

Вот некоторые подробности о лучших тормозных колодках для мотоциклов EBC, упомянутых в статье:

Органические тормоза для мотоциклов EBC

EBC Organic тормозные колодки для мотоциклов - первая и единственная в Европе тормозная колодка, одобренная ECE R90.Эти тормозные колодки, произведенные по методу EFI в Бристоле, работают так же хорошо, как и любые спеченные колодки, что подтверждается соответствием R90. Эта серия «арамидных» теперь была переименована в «Неасбестовые органические» или NAO и производится из арамидного волокна в сочетании с другими высокотехнологичными современными волокнами. Если вам нужна универсальная замена тормозных колодок с хорошим соотношением цены и качества, тогда серия NAO - идеальный выбор для мотоциклов всех уровней и очень популярна среди многих гонщиков, которые предпочитают «ощущение» органических колодок.

Узнайте больше о Органические тормоза для мотоциклов EBC здесь!

Колодки EBC V-Pads ™ Semi-sintered ™ для туристических велосипедов

Изготовленные из органического материала, не содержащего асбест, Semi-sintered ™ V-Pad ™ разработан для туристических поездок и использования в тяжелых условиях на мотоциклах.Благодаря среднему высокому уровню трения эти тормозные колодки обеспечивают эффективное торможение независимо от рабочей температуры.

Этот материал обеспечивает минимальный износ колодок и ротора, стабильное торможение и очень низкое пылеобразование колес. V-Pad , содержащий 30% меди, сочетает в себе преимущества и «ощущение» органической подушки, а также отличается низким тепловыделением и истиранием ротора, которые имеют органические вещества, при сроке службы, аналогичном сроку службы спеченной подушки.

Подробнее о EBC V-Pads ™ Semi-sintered ™ Touring Bike Pads здесь!

EBC Double-H Superbike Pads ™
EBC Double-H колодки - лучший выбор уличных тормозных колодок, которые можно купить для лучшего сцепления с дорогой.

Эти тормозные колодки, изготовленные из спеченного медного сплава, обладают высочайшим коэффициентом трения HH для максимальной тормозной способности. Колодки EBC Double-H Superbike ™ идеально подходят для торможения в любых условиях катания, будь то мокрые, сухие, горячие или холодные. При необходимости устанавливаются уникальные пластины радиатора из нержавеющей стали, чтобы уменьшить передачу тепла гидравлической системе мотоцикла. Двухсегментная вентилируемая конструкция совершенно уникальна, она поддерживает охлаждение колодок и предотвращает их сопротивление, перегрев или выцветание.

Узнайте больше о EBC Brakes Double-H Superbike Pads ™ здесь!


EPFA Sintered Fast Street и Trackday колодки
Тормозные колодки EBC Extreme Pro , также известные как тормозные колодки EPFA, являются выбором гонщиков для гонок супербайков, а также отлично подходят для уличного использования! Эти тормозные колодки отлично подходят для гонок на мотоциклах, так как состав, из которого они сделаны, содержит дополнительные стабилизирующие трение добавки, которые полностью улучшают эффект торможения при тепловом цикле.

Подробнее о тормозных колодках EPFA можно узнать здесь!

Тормозные колодки GPFAX только из спеченного материала

Новые колодки GPFAX Formula Sintered Race являются прямой заменой серии GPFA. Эта новая формула имеет еще большее трение и создана специально для использования только на асфальтовых покрытиях, например, на гоночных трассах. Благодаря своим превосходным характеристикам, эти тормозные колодки становятся все более популярным выбором среди гонщиков супербайков.

Еще одним преимуществом нового спеченного материала GPFAX является то, что он теперь обладает еще большей способностью к циклическому нагреву, позволяя тормозным колодкам двигаться, охлаждать и снова двигаться.

Подробнее о тормозных колодках GPFAX здесь !

Тормозные колодки EBC Carbon X или TT

Также известные как колодки формулы Carbon Enduro, эти тормоза обладают уникальным преимуществом, заключающимся в более низкой теплоотдаче и тепловыделении, хотя у них нет такого же срока службы, как у тормозных колодок из спеченной меди.

Подробнее о тормозных колодках Carbon X или TT здесь!

Спеченные тормозные колодки ATV серии или 'R' являются одним из таких продуктов EBC, которые разработаны из спеченного медного материала высокой плотности, который обеспечивает очень высокую прочность и высокую устойчивость к воде, грязи, песку и отлично справляется со всеми условия бездорожья, как в гонках на квадроциклах.

Подробнее о гоночных колодках для квадроциклов можно узнать здесь!

Чтобы узнать, где купить продукты EBC Brakes, перейдите по этой ссылке : / where-to-buy-ebc-products /

.

Как выбрать колодки для дискового тормоза

Несмотря на все наши просьбы, колодки для дисковых тормозов не вызывают особого уважения. Пока они подходят к суппорту и достаточно эффективно останавливают автомобиль, колодка - это колодка, верно?

Когда дело доходит до высоких характеристик и гонок, общее восприятие тормозных колодок не только неверно, но и может быть совершенно опасным. Вы не можете бросить набор типичных подушек для магазина автозапчастей на свою мощную уличную машину и ожидать, что они прослужат вам какое-то время.На кольцевой трассе или гоночной машине эти колодки могут выйти из строя без предупреждения, что может стоить вам гонки, вашей машины или того хуже.

Мир высокопроизводительных тормозных колодок наполнен ошеломляющим набором смесей из разных материалов, с разными характеристиками износа, значениями трения и температурными диапазонами. Такие компании, как EBC Brakes , Hawk Performance , Power Stop и Wilwood , производят тормозные колодки для очень специфических уровней производительности. Даже производители оригинальных запасных частей, такие как Bendix , предлагают колодки, предназначенные для всего: от бабушкиного седана, который отправляется в церковь по воскресеньям, до высокопроизводительных спортивных автомобилей и маслкаров.

В этом посте мы рассмотрим три вещи, которые необходимо учитывать при выборе тормозных колодок.

1. Материалы тормозных колодок
Дисковые тормозные колодки - вещь простая. Он состоит из формованной прокладки из фрикционного материала, установленные на стальной опорную плите. Состав фрикционного материала - это одна часть науки и одна часть черного искусства - у некоторых производителей колодок доступно более 50 различных составов!

EBC Brakes Bluestuff Series NDX Тормозные колодки

Еще в старые добрые времена производители использовали асбест для связывания материалов из фрикционных смесей.Когда в начале 1990-х годов использование асбеста было прекращено, производители прокладок начали искать новый материал. Промышленность остановилась на трех типах: безасбестовые органические, полуметаллические и керамические.

Органические прокладки имеют неасбестовый органический фрикционный / связующий материал; для маркировки подушек как «органические» они должны содержать менее 20% металла. Основными преимуществами органических подушек являются бесшумная работа и более длительный срок службы ротора. Однако органические колодки обычно не служат так долго и не так хорошо работают при высоких температурах, таких как буксировка или гонки.Колодки EBC Brakes Greenstuff 2000, Greenstuff 6000 и Greenstuff 7000 серии представляют собой высококачественные органические дорожные колодки, обеспечивающие торможение на уровне полуметаллических колодок без контакта металла с металлом и сопутствующего износа ротора.

Полуметаллические колодки изготовлены из твердой полимерной матрицы со стальными волокнами, добавленными для повышения твердости и продления срока службы колодки. Это, вероятно, самая распространенная из имеющихся колодок - в большинстве автомобилей и легких грузовиков на дорогах используются полуметаллические колодки.Одно большое преимущество металлической подушки - улучшенные характеристики при высоких температурах; его захват фактически увеличивается, когда колодка нагревается до рабочей температуры. Это делает полиметаллические модели идеальными для использования в тяжелых условиях, например, на улицах с высокими эксплуатационными характеристиками, буксировке, кольцевом треке или дорожных гонках. Обратной стороной полуметаллических колодок является шум: твердость колодок и стальные волокна усиливают контакт металла с металлом с роторами и имеют тенденцию усиливать производящие шум вибрации, а не гасить их.

Керамические колодки - это новейший материал для дисковых тормозов.Как следует из названия, этот фрикционный материал содержит керамические волокна в составе связующего. Керамика - хороший выбор для улицы, потому что она обеспечивает стабильные предсказуемые характеристики трения, особенно при более низких температурах. Керамические колодки также обеспечивают стабильное ощущение педали, которое не подвержено воздействию тепла или холода. Керамические колодки тише, чем полуметаллические и органические, и выделяют небольшое количество светлой тормозной пыли, поэтому она не так заметна на колесах.

Полуметаллические дисковые тормозные колодки Beck / Arnley Premium

Итак, какой тип пэда подходит для вашего приложения?

Если вы ищете запасных тормозных колодок для уличного движения, придерживайтесь типа, указанного на заводе.Если ваш грузовик поставлялся с полуметаллическими колодками, например, используйте сменные полуметаллические колодки для поддержания надлежащих тормозных характеристик.

Вы также можете обновить тормозные колодки до . Обновление колодок поможет сократить тормозной путь и улучшить ощущение педали, а также повысит вашу безопасность. Вы можете смело переключаться с органических на полуметаллические или керамические прокладки или переходить с полуметаллических на керамические и наоборот. Вот общие рекомендации, которые помогут вам выбрать правильный тип тормозных колодок:

Полуметаллические колодки
• Мощные трамваи
• Эвакуаторы и тяжелые перевозки (пассажиры или грузы)
• Гонки, особенно кольцевые и шоссейные гонки
• Работа в тяжелых условиях, вызывающих высокие температуры тормозов ( холмистая / гористая местность, город или другое интенсивное движение с остановками и т. д.)

Керамические колодки
• Ежедневные автомобили
• Ориентированные на производительность дорожные транспортные средства
• Применения, в которых важны улучшенное ощущение педали, увеличенный срок службы ротора и низкий уровень шума / низкий уровень пыли

Тормозные колодки Auto Extra Organic

2. Температурные характеристики тормозных колодок
Выбор тормозной колодки для гоночного автомобиля сложнее, чем выбор колодки для уличного автомобиля. Колодки должны работать при температурах, достигнутых на трассе.Другими словами, тормоза не должны выгорать при рабочих температурах.

По словам сотрудников Wilwood, пасты для подушек, рассчитанные на температуру от 1000 градусов по Фаренгейту и выше, обычно необходимы для большинства асфальтовых кругов и дорожных гонок. В приложениях для бездорожья, дрэг-рейсинга и мощных уличных гонок можно использовать колодки, рассчитанные на температуру от 500 до 1000 градусов по Фаренгейту.
Имейте в виду, что это общие рекомендации, а не абсолютные значения.Такие вещи, как длина гусеницы, охлаждение тормозов (поток воздуха к тормозам), погода и выбор шин могут влиять на температуру тормозов. Как и при любом другом обновлении, лучший способ найти подходящие тормозные колодки - запустить их на трассе. Возможно, вам придется пройти через пару сетов, чтобы найти пэд, обеспечивающий наилучшие общие характеристики.

3. Марки тормозных колодок
Как правило, при покупке тормозных колодок придерживайтесь проверенных брендов. Это особенно важно при выборе колодок для гонок или буксировки, где отказ тормозов может очень быстро привести к катастрофе.Высококачественные бренды могут стоить дороже, но вы получите ту производительность, за которую платите.

Загляните в ближайшее время, чтобы получить советы по правильной установке новых тормозных колодок.

Автор: Дэвид Фуллер Дэвид Фуллер - управляющий редактор OnAllCylinders. За свою 20-летнюю карьеру в автомобильной промышленности он освещал множество гонок, шоу и отраслевых мероприятий, а также написал статьи для нескольких журналов. Он также сотрудничал с ведущими и отраслевыми изданиями по широкому кругу редакционных проектов.В 2012 году он помог основать OnAllCylinders, где ему нравится освещать все аспекты хот-роддинга и гонок. .

Как выбрать лучший большой тормозной комплект

Из этого уравнения видно, что:

  • Использование тормозных колодок с более высоким коэффициентом трения = более высокий тормозной момент (специальность EBC)
  • Установка тормозного суппорта с большей силой зажима (т. Е. Суппорта с более крупными поршнями) = более высокий тормозной момент
  • Больший радиус моментного рычага (например, установка большего тормозного ротора) = более высокий тормозной момент

Если задуматься на минуту о тормозах типичного дорожного автомобиля, это объясняет, почему мы обычно видим роторы большего диаметра, установленные на переднюю ось, обычно сопровождаемые большими тормозными суппортами с более крупными поршнями.Различия между тормозными компонентами, используемыми на передней и задней осях, свидетельствуют о том, что производители транспортных средств настраивали тормозной баланс, устанавливая более крупные компоненты на переднюю ось, чтобы сместить тормозной баланс вперед, чтобы учесть влияние переноса веса, которое увеличивает нагрузка на переднюю ось при торможении.

А теперь разоблачим мифы:

Прежде чем идти дальше, обратите внимание, что в приведенном выше уравнении не упоминается количество поршней, установленных в суппорте, оно относится только к усилию зажима суппорта как F.Поскольку Сила = давление X площадь , количество поршней в суппорте не влияет на усилие зажима суппорта, единственное, что имеет значение, - это давление и площадь поршня, или, в случае многопоршневых суппортов, комбинированный суммированный поршень. площадь. Поскольку создаваемое гидравлическое давление в системе пропорционально силе, приложенной к главному цилиндру, при условии, что главный цилиндр не изменяется, любое заданное усилие на педали тормоза приведет к одинаковому давлению в системе.Таким образом, мы можем игнорировать термин «давление» для данного усилия на педали, заявив, что усилие F зажима суппорта прямо пропорционально общей площади поршня суппорта. Следовательно, нетрудно сделать вывод, что увеличение комбинированной площади поршня суппорта приведет к увеличению зажимного усилия, создаваемого тормозным суппортом (за счет увеличения хода педали из-за большего объемного смещения, связанного с большей площадью поршня).

Проще говоря, это означает, что 4-поршневой суппорт, оснащенный более крупными поршнями, будет иметь точно такое же усилие зажима, как 16-поршневой суппорт, оснащенный крошечными поршнями, при условии, что комбинированная площадь поршня обоих суппортов соответствует той же .Удивительно, как часто покупатели не продают суппорты с большим количеством поршней, будучи убеждены посредством ошибочного маркетинга, что чем больше поршней у суппорта, тем «лучше» торможение. Единственным спорным преимуществом использования большего количества поршней меньшего размера является потенциально более равномерное распределение силы по задней пластине и небольшое улучшение охлаждения колодки (поскольку большая часть задней панели колодки подвергается воздействию свежего воздуха), но в целом это Преимущества действительно незначительны, и тот факт, что все суппорты EBC используют поршни с зазубринами в стандартной комплектации, полностью сводят на нет это преимущество, поскольку поршни с зазубринами обеспечивают лучшую циркуляцию воздуха по задней пластине колодки, чем то, что можно было бы достичь с помощью нескольких поршней без зубцов.Кроме того, первое вычисление, которое EBC делает при проектировании нового суппорта тормоза, заключается в определении оптимального распределения силы для выбранной формы колодки, что, в свою очередь, определяет оптимальное количество поршней для суппорта тормоза. Например: возьмем подушку шириной 132 мм, EBC выберет для этой относительно узкой площадки 4-контактную конструкцию, в то время как некоторые конкуренты выберут конструкцию с 6-мя электродами. EBC действительно имеет 6-поршневую конструкцию, но использует другую тормозную колодку большего размера, которая на 20 мм шире и на 4 мм глубже. Для этой более крупной колодки требуется 6 поршней для достижения оптимального распределения усилия, для меньшей колодки просто не требуется 6 поршней.Следовательно, следует проявлять осторожность при сравнении различных тормозных суппортов, поскольку в суппорте используется больше поршней, не обязательно означает, что он лучше. Сравнивать суппорты только по количеству поршней просто некорректно, вместо этого следует использовать более научные меры для сравнения, такие как комбинированная площадь поршня и площадь колодки / объем колодки .

По правде говоря, единственное, что вы можете гарантировать, покупая суппорт с большим количеством поршней, - это то, что он будет иметь высокую цену, потому что поршни суппорта обрабатываются с чрезвычайно жесткими допусками и поэтому очень дороги в производстве.Больше поршней означает большую стоимость, поэтому суппорты, разработанные с излишне большим количеством поршней, будут очень дорогими, а если они не очень дорогие, это, вероятно, означает, что углы были срезаны в другом месте, что снижает стоимость и качество других компонентов в тормозном суппорте. дизайн, чтобы достичь окончательной цены, которую примет заказчик.

EBC Brakes не заинтересована в участии в конкурсе «главных козырей» с другими производителями суппортов, которые без необходимости включают большое количество поршней в свои тормозные суппорты исключительно в целях ложного маркетинга.Вместо этого EBC Brakes предпочитает выделять бюджет на компоненты, которые действительно влияют на производительность наших продуктов и повышают ценность для наших клиентов, например, все наши тормозные суппорты с переходными трубками из нержавеющей стали, спускные ниппели из нержавеющей стали, износостойкие пластины из нержавеющей стали. , поршни с зубчатой ​​головкой, а также жесткое анодирование корпуса суппорта перед окончательной окраской. Все это в сумме дает тормозной суппорт высочайшего качества, который будет отлично выглядеть и работать безупречно долгие годы.

Теперь, когда мы развенчали этот миф, давайте вернемся к уравнению тормозного момента. Радиус крутящего момента r определяется размером установленного тормозного ротора, и в большинстве случаев тормозной ротор, используемый в EBC Balanced Brake Kit ™, будет значительно больше, чем стандартный ротор. Ротор большего размера обычно имеет большую рабочую площадь, что увеличивает способность ротора поглощать, а затем рассеивать тепло, что является ключевым требованием для высокопроизводительных тормозных систем. Однако факт заключается в том, что установка тормозного ротора большего размера, чем штатный, означает, что для поддержания такого же тормозного момента на оси размер поршней тормозного суппорта необходимо соответственно уменьшить.Путем тщательного выбора подходящего размера ротора и размера поршня можно тонко отрегулировать механические компоненты тормозной системы транспортного средства, чтобы достичь желаемого баланса тормозов на передней и задней осях. Это балансировка, учитываемая при разработке каждого комплекта EBC Balanced Brake Kit ™.

Тем не менее, до сих пор мы игнорировали критический член µ (произносится как «мью») в уравнении, коэффициент трения самих тормозных колодок…

.

Как заменить тормозные колодки

02 Январь 2013 г.

2 января 2013 г.

Как заменить тормозные колодки

Хотите узнать, как заменить тормозные колодки? Все это в удобном формате DVD, который вы можете получить у официальных дистрибьюторов EBC Brakes , таких как EBC Brakes Direct .

Видео с DVD-дегустацией автомобилей и мотоциклов можно посмотреть здесь: EBC Brakes Instruction DVD - Automotive, EBC Brakes Instruction DVD - Motorcycle.

Если вы решите поменять эти изделия дома, это поможет вам преодолеть все подводные камни. Знание того, как менять тормозные колодки, не является общеизвестным, и, поскольку тормоза - серьезная часть любого автомобиля, мы рекомендуем вам не начинать работу без подобного руководства.

На DVD объясняется, как выбрать подходящий тип колодок для вашего автомобиля. Эта ссылка также может быть полезна: EBC Selector Chart Не только показано, как заменить тормозные колодки, но и как выбрать лучший сорт тормозной смеси для вашего автомобиля.Просто зайти на придорожную станцию ​​техобслуживания и поработать тормозами - это то, чем занимается большинство людей, но качество компонентов и качество изготовления не всегда гарантированы, многие водители спрашивают, как самостоятельно заменить тормозные колодки.

Это так просто. Если вы находитесь в США или Канаде, укажите номера деталей, необходимые для вашего автомобиля, по этой ссылке: iwebcat.com , а если вы находитесь в Европе или Азии, используйте наши страницы Где купить , чтобы найти надежного дистрибьютора.

После того, как вы выбрали нужные вам номера деталей, вернитесь к таблице материалов, указанной ранее, и решите, какой сорт колодки вам нужен. Номер детали EBC будет меняться в зависимости от состава, например, зеленая подушка для трамвая со стартом с инициалами DP2 и красная подушка с низким уровнем пыли будут иметь тот же номер, но старт с DP3 и желтый полный гоночный класс с DP4.

Потратив еще несколько долларов на приличную колодку, вы получите огромную прибыль, вы никогда не узнаете, что такое плохая тормозная колодка, пока не станет слишком поздно.Большинство тормозных колодок выглядят одинаково и работают одинаково до определенной скорости, и именно тогда, когда они вам понадобятся, разница проявится. Такие вещи, как затухание тормозов, могут даже привести к полной потере тормоза или установка неправильного уровня трения может также сократить тормозной путь, поэтому, как только вы научитесь менять тормозные колодки, будет хорошо убедиться, что вы выбираете хорошие продукты.

Лучшие тормозные колодки будут стоить от 60 до 100 долларов, некоторые более высокие классы немного дороже. Любые тормозные колодки, продающиеся в розницу менее чем за 40 долларов, просто не могут содержать того хорошего, что есть у более дорогих колодок, должна быть причина, и все - компромисс.Некоторые тормозные колодки работают очень хорошо, но тормозные диски изнашиваются со скоростью, в три раза превышающей скорость других, изготовленных из тяжелого стального волокна, что в конечном итоге является плохой экономикой.

Так что не торопитесь, выбирая правильные компоненты, прежде чем начинать установку тормозов, и через шесть месяцев вы больше не будете выполнять эту работу.

.

Смотрите также